четверг, 27 мая 2010 г.

В Ливадии открылась выставка приуроченная к грядущему юбилею




ЯЛТА (НАША ДЕРЖАВА, Олег МАРКЕЛОВ, специально для "НД") 20 мая на окраине Большой Ялты, в поселке Ливадия, в Белом дворце, бывшем дворце последнего русского Императора Николая II состоялось открытие выставки костюмированной фарфоровой скульптуры "Русские монархи. Династия Романовых" .

 
По словам генерального директора московского музея кукол "Галерея Анастасии Чижовой" Александра Генкина, предоткрытие выставки состоялось в Бельгии (г.Антверпен) , в 2008 году. Она пользовалась огромным успехом, посетители оставили в книги отзывов записи на семи языках! Среди многочисленных посетителей был и известный бельгийский историк Ян Ван Дер Берге. Он не только дал высокую оценку увиденному , но, вдохновленный экспозицией, прочитал в течение месяца цикл лекций о кровных узах династии Романовых с известными монаршими фамилиями Европы…

Российская же премьера выставки состоялась в прошлом году в государственной музее Петропавловская крепость на ней побывали пятьдесят тысяч человек. Экспозиция приурочена к 400-летию Дома Романовых, (юбилей будет отмечаться в 2013 году), поэтому вполне логично, что теперь выставка открывается в любимой летней резиденции Николая II – в Ливадии… Забегая вперед, отмечу, что наши куклы, помимо своей эстетической составляющей, несут большую информационную нагрузку, "повествуя" об эпохе, которую представляют. Да и девиз выставки соответствующий: "Наслаждаясь искусством, познавать!".
Выставка была открыта под торжественные звуки струнного квартета.
Экспозиция "династия Романовых" начинается с …Рюриковича Ивана Грозного. Наверное через чур на слуху в последнее время этот царь, чтобы проигнорировать его фигуру… Затем мы видим первого из рода Романовых царя Михаила Федоровича, а завершается экспозиция последним русским императором Николаем II и Его Августейшим семейством. Замечу, что все экспонаты достаточно большие – на глаз – до метра в высоту. Как оказалось, на выставке представлены не только все Романовы, но и некоторые их сподвижники, друзья и даже враги. Всего – около пятидесяти персон. Уникальность выставки не только в том, что впервые в истории декоративно-прикладного искусства вся "династия" собрана вместе, на ней впервые представлены фарфоровые (а с фарфором также работают не многие современные мастера -"кукольники") фигуры государей и государынь в костюмах соответствующей эпохи. Особая изюминка в том, что при изготовлении кукол использованы антикварные ткани, кружево и фурнитура, вышивка бисером и жемчугом.

Так, на изготовление парадного платья "императрицы Елизаветы Петровны" потребовалось девять метров шелка, батиста, кружев. На украшение костюмов Ивана Грозного и царицы Анастасии Романовны было израсходовано до полутора килограммов жемчуга, бисера и самоцветов.

Несколько слов об авторе большинства представленных работ. Это - Олина Вентцель - художник театра и кино. Долгое время Олина Дмитриевна работала художником по костюмам в театрах и на киностудиях России. Последние двадцать лет занималась авторской фарфоровой куклой, была главным художником Музея кукол "Галерея Анастасии Чижовой". Куклы музея "Галерея Анастасии Чижовой" покоряли зрителей многих стран мира. Их можно увидеть в музейных коллекциях, в частных собраниях Мирей Матье, Пола Маккартни, и других знаменитностей.

Вентцель – одна из немногих художников в мире, создававшая не просто кукол, а масштабные проекты. Самый крупный из них – "История человечества в куклах", насчитывающий около двух сотен персонажей! К сожалению Олина Дмитриевна не дожила до открытии "романовской" выставки…

Ну а на нашем, ливадийском вернисаже было немноголюдно: кроме узкого круга журналистов и нескольких представителей общественности (среди которых, главный редактор НД, председатель Союза ревнителей памяти Императора Николая II Алексей Васильев) не было ни первых лиц автономии, ни крымских голов. Не почтили, так сказать, своим присутствием... И правильно. Время Отечество спасать, а не в куклы играться! Это за бугром, буржуинские бездельники, с интересом и бережливостью относятся и к своей, и к зарубежной истории и культуре. И на фарфоровых Романовых пожелали посмотреть двенадцать тысяч бельгийцев! Среди первых посетителей - Королева Дании Маргретте II. Ее Величество записала в книге отзывов: "Эти куклы - настоящие произведения искусства, их должно видеть как можно большее число людей".


С просьбой прокомментировать выставку фарфоровых кукол "Династия Дома Романовых", мы обратились к заместителю председателя Союза ревнителей Памяти Императора Николая II, специалисту по униформологии Михаилу СУРИКОВУ:

- Возвращение к русской истории, особенно в наши дни беспамятства, можно только приветствовать. Но помимо благородного желания показать "историю в лицах", хотелось бы, чтобы устроители подобных выставок имели более глубокое представление о том предмете, к которому они обращаются. Особенно это касается военных мундиров, правил ношения наград и внешнего вида деятелей ушедшей эпохи. К сожалению, выставленные образцы лишь отдаленно напоминают исторические костюмы. Серьезные "проколы" имеет практически каждая, особенно мужская, фигура.

Например в императорской атрибутике горностаевая мантия имела золотой подбой с черными двуглавыми орлами. На фигуре Екатерины II эта мантия - красного цвета, а орлы имеют форму, которая была утверждена намного позже. Мантия Павла I – золотая, но, почему-то, вовсе без орлов. Да и короны в обеих случаях не соответствуют историческому оригиналу. На Екатерине II надета голубая Андреевская лента и одновременно Андреевская цепь. В реальности носили только один из двух предметов, все равно как мы не повязываем двух галстуков одновременно. Орденские знаки лишь отдаленно напоминают оригиналы – на косом кресте нет даже фигуры распятого апостола. А орденские звезды упорно показаны золотыми, а не серебряными, как это было в реальности. На мундирах императоров Николая I и Александра II шитье на воротниках и обшлагах несуществующих образцов. Галуны, из которых сшиты поясные шарфы, также не соответствуют исторической расцветке. Николай I изображен в казачьей униформе. Но на казачьем мундире не было обшлагов с клапанами, а форма герба у фарфорового императора на шапке была утверждена только его сыном Александром II.

У Александра III с мерлушковой шапки почему-то исчезла кокарда, а сюртук изменил цвет с зеленого на коричневый и приобрел несвойственное ему шитье. Портупея и аксельбанты на сюртуке царя-миротворца несуществующих образцов. К сожалению, непонятно во что выряжен и хозяин дворца. Подобных мундиров в Русской императорской армии никогда не существовало – отдаленно мундир Николая II напоминает одежду некоторых белогвардейских формирований…

Возможно к ряженым куклам и не стоит предъявлять столь жестких требований, и зритель готов простить портретное несходство, но это не касается строго утвержденной формы одежды, которую не позволяли себе нарушить даже императоры. Хотелось бы верить, что устроители выставки учтут эти замечания, и при создании реальных исторических костюмов, будут более внимательнее обращаться к изобразительным источникам.

Коллекция костюмированных фарфоровых скульптур, изображающих представителей известнейшей российской императорской фамилии, будет "гостить" в своем имении, в Ливадийском дворце, все лето, по 31 октября



 
Фото Алексея Васильева-мл. Ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий