пятница, 18 июля 2014 г.

В Сумах помянули Святых Царственных Страстотерпцев


17 июля – трагическая дата в истории православного люда. В этот день, в 1918 году, в Екатеринбурге были зверски убиты Российский Царь Николай Второй, Царица Александра Фёдоровна, их дети и преданные им помощники.
В нынешние Царские дни почтить память Царственных Страстотерпцев собралось несколько десятков мирян Сумщины, представители Сумских областных общественных организаций: Сумского отдельного Спасо-Преображенского казацкого полка, Первого Сумского гусарского полка и  СООО «СУМСКОЕ МОРСКОЕ СОБРАНИЕ».


Перед началом Божественной литургии настоятель Троицкого храма, что находится в селе Запселье, Сумской области, отец Ярослав провёл ритуал исповедания как прихожан, так и гостей.
Настоятель также  обратился к  прихожанам со словом о святой Царской Семье, особо подчеркнув глубокую связь между подвигом преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со Дня рождения которого празднует в 2014 году Церковь, и подвигом Святых Царственных Страстотерпцев. 
Во время пения тропарей была возглашена «Вечная память» слугам Царской Семьи, принявшим вместе с нею смерть в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. После  была вознесена молитва о мире на Украине.
Традиция совершать молитву по убиенной Царской Семье родилась задолго до её прославления в лике  Царственных  Страстотерпцев. Люди просто приходили к месту, где стоял Ипатьевский дом, убирали мусор на пустыре, который горожане приспособили для выгула собак.
Убийство царской семьи является самым страшным и зловещим преступлением XX века. Отсюда берут начало величайшие бедствия нашей страны и мира – большевизм и фашизм, массовые уничтожения и оболванивание народов, ГУЛАГ и гитлеровские лагеря. 
Организовано и исполнено это убийство было людьми, патологически ненавидевшими Русь, её Святыни, - теми самыми, которые потом уничтожили в застенках ещё миллионы людей. Их деяния не имеют срока давности. За убийством помазанника Божия – Царя – последовало сползание великой страны в бездну хаоса и анархии, потянувшее за собой цепную реакцию других мировых преступлений. По стране покатилась братоубийственная  гражданская война. А после войны началось закрытие и разрушение храмов, уничтожение священства; возникли и возрастали массовые репрессии против так называемых «врагов народа», от которых погибло несколько десятков миллионов человек. 

Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального.
Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. Ещё  маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу и Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.
Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского  герцогства, к тому  времени  уже насильственно включённого в Германскую империю.
В младенчестве принцесса Алиса — дома её звали Аликc — была весёлым, живым ребёнком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Её воспитание и образование проходило под контролем бабушки.
Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда её старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и всё возрастающую любовь. 
Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей. В 1894 году, видя непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III даёт благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания.
21 октября 1894 года в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.
Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь — Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трёх полных здоровья и жизни дочерей, которые  составляли  радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Но эта радость была не без примеси горечи — заветным желанием Царской четы было рождение Наследника, чтобы Господь приложил дни ко дням царя, лета его продлил в род и род.
Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Казалось, начинается новая светлая полоса в их семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией.
Коронация на российский престол Николая и его супруги состоялась 14 (26) мая 1896 года.

Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей  тогдашней  аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется. 
Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. 
За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке  новых  храмов и других церковных торжествах. Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано  святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. 
За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

В годы правления Императора Николая II сохранялась традиционная синодальная система управления Церковью, однако именно при нём церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.
Однако в политической  жизни  Российской империи  в годы правления Николая Второго всё больше наблюдался рост протестных настроений.
Поражение в Русско-японской войне (первое за полвека) и последующее подавление смуты 1905—1907 гг. (впоследствии усугубившееся появлением слухов о влияниях Распутина) привели к падению авторитета Императора в правящих и интеллигентских кругах. Была очевидна пораженческая позиция значительной части дворянства и интеллигенции по отношению к войне, революции и курсу Империи.
После некоторого затишья в Россию вновь пришло потрясение. 19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну, которая вскоре стала общеевропейской. 
Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает различные секторы своей огромной армии, перевязочные  пункты, военные госпитали, тыловые заводы — одним словом, всё, что играло роль в ведении этой грандиозной войны. 

Императрица с самого начала посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестёр милосердия, вместе со старшими дочерьми — Великими княжнами Ольгой и Татьяной — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете.

Январь и февраль 1917 года Государь провёл в Царском Селе. Он чувствовал, что политическая обстановка становится все более и более натянутой, но продолжал надеяться на то, что чувство патриотизма всё же возьмет верх, сохранял веру в армию.
23 февраля в Петрограде начались волнения, вызванные перебоями  с  подвозом хлеба, которые  скоро переросли в забастовку  под политическими лозунгами — «Долой войну», «Долой самодержавие». В столице наступило полное безвластие.
Все окружающие  Государя также убеждали его в том, что отречение — единственный выход для спасения Отечества.
После долгих и мучительных  размышлений  Император принял выстраданное решение: отречься и за себя, и за Наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата - Великого князя Михаила Александровича. Государь покидал верховную власть и главнокомандование как Царь, как воин, как солдат, до последней минуты не забывая о своём высоком долге. 
Его Манифест — стал актом высочайшего благородства и достоинства.

8 марта комиссары Временного правительства, прибыв в Могилёв, объявили через генерала Алексеева об аресте Государя и необходимости проследовать в Царское Село. В последний раз Император Николай  обратился к своим войскам, призывая их к верности Временному  правительству, тому самому, которое подвергло его аресту, к исполнению своего долга перед Родиной до полной победы. 
Прощальный приказ войскам, в котором выразились благородство души Государя, его любовь к армии, вера в неё, был скрыт от народа Временным правительством, запретившим его публикацию. Арест Императора и Императрицы не имел ни малейшего законного основания или повода.
9 марта арестованного накануне Императора перевозят в Царское Село, где его с нетерпением ждала вся семья. Начался почти пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили  размеренно — в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении и общении с родными людьми.

Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности Императора, но несмотря на все старания обнаружить хоть что-то, порочащее Царя, ничего не нашли — Царь был невиновен. Когда невиновность его была доказана и стало очевидно, что за ним нет никакого преступления, Временное правительство вместо того, чтобы освободить Государя и его Августейшую супругу, приняло решение удалить узников из Царского Села. 
В ночь на 1 августа они были отправлены в Тобольск — сделано это было якобы ввиду возможных беспорядков, первой жертвой  которых  могла  сделаться Царская семья. На деле же тем самым семья обрекалась на крест, ибо в это время дни самого Временного правительства были сочтены.
6 августа Царственные узники прибыли в Тобольск. Первые недели пребывания в Тобольске Царской семьи были едва ли не самыми спокойными за весь период их заточения. Император с тревогой следил за разверзавшимися в России событиями. Он понимал, что страна стремительно идёт к гибели.

А между тем к власти в Петрограде  уже пришли большевики. В Тобольске образовался «солдатский комитет», который, всячески стремясь к самоутверждению, демонстрировал свою власть над Государем. 
Вскоре царская семья была отправлена в Екатеринбург. Условия жизни в «доме особого назначения» - Ипатьевском доме, были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, которые жили в непосредственной близости  от узников, ели с ними за одним столом. Спать Царской чете и Княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек…
1 (14) июля 1918 года отцом Иоанном Сторожевым было совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. Приближались трагические часы… Приготовления к казни делаются в строжайшей тайне от узников Ипатьевского дома.
В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Царская семья была поднята. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Все внешне были спокойны. Государь нёс на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. 

Между тем в соседней комнате уже столпились вооружённые, ожидавшие сигнала убийцы. 
В этот момент будущий палач - Юровский подошёл к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета Вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?». Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. 

Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, всё было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили ещё несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. 

Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Ещё  до восхода Солнца тела вывезли в лес, в окрестности деревни Коптяки. В течение трёх дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние…
Вместе с Императорской семьей были расстреляны  их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. К ним, помимо расстрелянных вместе с Императорской семьей доктором Е. С. Боткиным, комнатной девушкой Императрицы А. С. Демидовой, придворным поваром И. М. Харитоновым и лакеем А. Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский  лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер.
Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нём панихиды.

Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи.
В 1981 году Царская семья была причислена к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей. 
История уже современной России обозначена новой датой -  16 июля 1989 года.  Вечером на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. Власти города отреагировали  на  это событие  как на опасный акт гражданского неповиновения. Были избиты и арестованы многие участники молебна. Но, несмотря на сопротивление властей, народное почитание Царской Семьи крепло. 
На следующий год в день памяти Мучеников собрались уже тысячи людей. Ночью два священника отслужили покаянное богослужение.
18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный крест, возле которого верующие люди и стали молиться один-два раза в неделю, читать акафисты.
25 августа у Царского креста Высокопреосвященнейший Владыка Мелхиседек впервые отслужил панихиду по Царской Семье. 

Крест простоял две недели, а затем был сломан неизвестными злоумышленниками. 5 октября 1990 года почитатели Царственных Мучеников установили новый металлический крест, во время воздвижения которого произошло чудесное знамение. С неба в дождливую погоду упал яркий свет, проистекавший из воронки, образованной вращавшимися облаками.
Через пять дней после этого знамения Свердловский горисполком принял решение, разрешавшее «в связи с многочисленными просьбами жителей города и общественных организаций» установку «памятного символа на месте расстрела Царской Семьи»; также было принято решение о передаче небольшого земельного участка Екатеринбургской епархии.
В Царские дни 1991 года в городе впервые был проведён Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где архиепископ  Екатеринбургский и Курганский  Мелхиседек отслужил великую панихиду по невинно убиенным. Ночью у Царского креста в час убиения двумя священниками был отслужен молебен с водосвятием.

В 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, члены Царской семьи  были канонизированы Русской  Православной  Церковью и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».

Всё больше людей стремятся к осознанию происходящего и приносят своё раскаяние и искреннее почитание всей Царской семье. Почитание Святых Царственных Страстотерпцев – это единственное, чем мы можем ещё оправдаться перед Богом, стремясь своими молитвами и Крестными ходами вернуть Государю свой долг, изгладить свою вину. Миряне и священнослужители получают от этого большую духовную радость и праздник для души.

К  Царственным страстотерпцам  многие  христиане  обращаются  ныне  с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплочённой, пронесла несокрушимую веру православную через все скорби и страдания. 

Память святым страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, их чадам — Алексию, Ольге, Татиане, Марии  и  Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днём, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

Материал подготовил гвардии п/полковник запаса Андрей  Вовк. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий