пятница, 28 марта 2014 г.

«Романовская дорога» - малоизвестные крымские страницы Августейшей Семьи




председатель Союза ревнителей Памяти
Императора Николая II

В издательстве «Н.Oрiaнда», на сегодняшний день – лучшем издательстве Крыма,  вышла книга -  «РОМАНОВСКАЯ  ДОРОГА». В аннотации указано, что издание  «является первой попыткой обобщить весь известный материал о Царской Охоте в Крыму». Попытка увенчалась успехом. Работа вышла настолько всеобъемлющей, что второй попытки поведать что-то миру на эту тему,  скорее всего  не будет. И тему вполне можно закрыть. А книгу, наоборот, открыть…



 Разумеется, рассказ в книге пойдёт речь  не только про крымскую Царскую охоту, но, прежде всего, об объекте, вынесенном в заголовок – о проложенной в 1913 году шоссейной дороге, проходящей через нынешний  Крымский природный заповедник.
Основу  объемного труда  (256 страниц, крупного формата: 60х90, 1/8)  составил т.н. «путеводитель по времени»   экскурсовода  Алуштинского туристического бюро экскурсий и путешествий, победителя республиканского конкурса "Экскурсионная мозаика Крыма-2012" в номинации «За лучшую разработку экскурсии, посвященной семье Романовых»,  Анны   Сироткиной «Романовская дорога».

Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/

Исследование дополнено «записками биолога» -  «Прогулка в горы», подготовленными  научным работником заповедника  Мариной Руденко. В конце книги читателя ожидает приятный  сюрприз. Там  приведена репринтная перепечатка изданной в 1915 году брошюры инженера путей сообщения  Карла Кельтсера «Романовская лесная дорога». Но и это еще не всё. К книге приложены две цветные репринтые карты (на одном листе 40х50 см, напечатанные с двух сторон) – План Никитской казенной лесной дачи Южно-бережного лесничества, Ялтинского уезда  и план Бешуйской казенной лесной дачи, Симферопольского уезда. На обеих картах, составленных в 1886г.,  обозначены охотничьи тропы  и загоны.

Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/

В наши дни, когда Крым вновь стал российским, выход этой  книги  можно назвать не только своевременным, но и актуальным. Дело в том, что не только крымчане, но и тысячи других жителей России и гостей полуострова, непременно захотят открывать всё новые и новые страницы загадочной земли Тавриды, ведь приехать в Крым, чтобы просто валяться на пляже, как минимум – глупо.
Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/

Эта же книга приглашает читателя в путешествие по местам, которые мало известны даже самим крымчанам. Проходящая по заповеднику  Романовская дорога  - «режимный объект», а это значит, что прогуляться по ней не так то просто. Но если появится желание, можно решить и этот вопрос. Причем, в законном порядке. Например, записаться на втоэкскурсию.
Анна Сироткина предлагает начать путешествие  не с пространства,  а …во времени. Например, со времени тавров, живших в этих местах в VII-Vвв. до н.э. (остатки стен таврских строений и могильников сохранились до сих пор). Но прошли времена тавров и скифов, и мы перелистывая страницы, наконец-то   прочтем о главном, о  дороге, давшей название книги.

Фото Анны Вырубовой, 1914г.

Как мы уже упомянули, строительство горной трассы завершилось осенью 1913 года  «Романовская шоссейная дорога» соединила   Верхнюю Массандру с Царским охотничьим домиком, находившимся в окрестностях Косьмо-Дамиановского монастыря (еще в 1896 году Удельное ведомство объявило эту местность «Собственным Уделом Охоты Царя»). К 1910 году назрела необходимость «шоссирования»  Косьмо-Дамиановской дороги. А так как к этому времени  был укомплектован Императорский гараж в Ливадии,  дороги, которыми пользовался Государь, необходимо было сделать пригодными для проезда автомобилей.

Фото Анны Вырубовой, 1914г.

Преимущества нового шоссе «Массандра – Красный Камень – Никитская яйла – Гурзуфская яйла –Охотничий домик» были налицо. Расстояние между царскими резиденциями сокращалось более чем на двадцать километров. За счет этого уменьшалось время на дорогу: судя по дневниковым записям Николая II, обычно Он добирался из Ливадии в Охотничий домик через Алушту около трех часов, по новой дороге время на этот путь должно было значительно сократиться.

Фото Анны Вырубовой, 1914г.

 Серьёзно работая над книгой Анна Сироткина нашла в архивах немало интересных  фактов. Так, 26 мая 1914 года был последним днем, когда Император Николай II с Семьей проехал по Романовской дороге и посетил Охотничий домик в Бешуйской даче. Радостные счастливые дни навсегда оставались в прошлом. Впереди судьба уже готовила для них цепь трагических испытаний и страшный финал земной жизни.









В 1987 г. под руководством директора Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства Владимира  Лушпы был разработан эколого-просветительный маршрут по территории заповедника. Благодаря ему с течением времени Романовская и Косьмо-Дамиановская дороги как бы «срослись», их уже давно воспринимают как единое целое. И если в советское время на экскурсии по заповеднику о Царских временах предпочитали не вспоминать, то сегодня в текст экскурсии вплетается повествование о посещении этих мест Русскими Императорами и строительстве Романовской дороги. 

Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/

Об иллюстрациях. В книге их сотни – карты, схемы, планы, репродукции картин. И конечно же фотографии. Цветные – современных фотохудожников В.Еременко, В.Андросова, А.Грешанова, С.Анашкевича, авторов книги, и многих других. А также черно-белые снимки столетней давности , сделанные фрейлиной Государыни Императрицы Александры Феодоровны Анной Вырубовой. На них – эпизоды поездки Августейшей Семьи  на Красный камень и в Охотничий домик,   последние посещения Романовыми Никитской и Бешуйской лесных дач в 1914г.

И еще заметим, что выпуск этой книги  приурочен к  400-летию Дома Романовых, с которым в Крыму связана не только одна дорога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий