председатель Союза ревнителей Памяти
Императора Николая II
В
издательстве «Н.Oрiaнда», на сегодняшний день – лучшем издательстве Крыма,
вышла книга - «РОМАНОВСКАЯ
ДОРОГА». В аннотации указано, что издание «является первой попыткой обобщить весь
известный материал о Царской Охоте в Крыму». Попытка увенчалась успехом. Работа
вышла настолько всеобъемлющей, что второй попытки поведать что-то миру на эту
тему, скорее всего не будет. И тему вполне можно закрыть. А
книгу, наоборот, открыть…
Разумеется,
рассказ в книге пойдёт речь не только
про крымскую Царскую охоту, но, прежде всего, об объекте, вынесенном в
заголовок – о проложенной в 1913 году шоссейной дороге, проходящей через
нынешний Крымский природный заповедник.
Основу объемного труда (256 страниц, крупного формата: 60х90, 1/8) составил т.н. «путеводитель по времени» экскурсовода Алуштинского туристического бюро экскурсий и
путешествий, победителя республиканского конкурса "Экскурсионная мозаика
Крыма-2012" в номинации «За лучшую разработку экскурсии, посвященной семье
Романовых», Анны
Сироткиной «Романовская дорога».
Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/
Исследование дополнено «записками биолога» - «Прогулка в горы», подготовленными научным работником заповедника Мариной Руденко. В конце книги читателя
ожидает приятный сюрприз. Там приведена репринтная перепечатка изданной в
1915 году брошюры инженера путей сообщения Карла Кельтсера «Романовская лесная дорога». Но
и это еще не всё. К книге приложены две цветные репринтые карты (на одном листе
40х50 см, напечатанные с двух сторон) – План Никитской казенной лесной дачи
Южно-бережного лесничества, Ялтинского уезда
и план Бешуйской казенной лесной дачи, Симферопольского уезда. На обеих
картах, составленных в 1886г.,
обозначены охотничьи тропы и
загоны.
Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/
В наши дни, когда Крым вновь стал российским, выход
этой книги можно назвать не только своевременным, но и
актуальным. Дело в том, что не только крымчане, но и тысячи других жителей
России и гостей полуострова, непременно захотят открывать всё новые и новые
страницы загадочной земли Тавриды, ведь приехать в Крым, чтобы просто валяться
на пляже, как минимум – глупо.
Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/
Эта же книга приглашает читателя в путешествие по
местам, которые мало известны даже самим крымчанам. Проходящая по заповеднику Романовская дорога - «режимный объект», а это значит, что
прогуляться по ней не так то просто. Но если появится желание, можно решить и
этот вопрос. Причем, в законном порядке. Например, записаться на втоэкскурсию.
Анна Сироткина предлагает начать путешествие не с пространства, а …во времени. Например, со времени тавров, живших
в этих местах в VII-Vвв. до н.э. (остатки стен таврских строений и
могильников сохранились до сих пор). Но прошли времена тавров и скифов, и мы
перелистывая страницы, наконец-то прочтем о главном, о дороге, давшей название книги.
Фото Анны Вырубовой, 1914г.
Как мы уже упомянули, строительство горной трассы
завершилось осенью 1913 года «Романовская
шоссейная дорога» соединила Верхнюю Массандру с Царским охотничьим
домиком, находившимся в окрестностях Косьмо-Дамиановского монастыря (еще в 1896
году Удельное ведомство объявило эту местность «Собственным Уделом Охоты Царя»).
К 1910 году назрела необходимость «шоссирования» Косьмо-Дамиановской дороги. А так как к этому
времени был укомплектован Императорский
гараж в Ливадии, дороги, которыми
пользовался Государь, необходимо было сделать пригодными для проезда
автомобилей.
Фото Анны Вырубовой, 1914г.
Преимущества нового шоссе «Массандра – Красный Камень – Никитская яйла –
Гурзуфская яйла –Охотничий домик» были налицо. Расстояние между царскими
резиденциями сокращалось более чем на двадцать километров. За счет этого
уменьшалось время на дорогу: судя по дневниковым записям Николая II, обычно Он
добирался из Ливадии в Охотничий домик через Алушту около трех часов, по новой
дороге время на этот путь должно было значительно сократиться.
Фото Анны Вырубовой, 1914г.
Серьёзно
работая над книгой Анна Сироткина нашла в архивах немало интересных фактов. Так, 26 мая 1914 года был последним
днем, когда Император Николай II с Семьей
проехал по Романовской дороге и посетил Охотничий домик в Бешуйской даче.
Радостные счастливые дни навсегда оставались в прошлом. Впереди судьба уже
готовила для них цепь трагических испытаний и страшный финал земной жизни.
В 1987
г . под руководством директора Крымского государственного
заповедно-охотничьего хозяйства Владимира
Лушпы был разработан эколого-просветительный маршрут по территории заповедника.
Благодаря ему с течением времени Романовская и Косьмо-Дамиановская дороги как
бы «срослись», их уже давно воспринимают как единое целое. И если в советское
время на экскурсии по заповеднику о Царских временах предпочитали не
вспоминать, то сегодня в текст экскурсии вплетается повествование о посещении
этих мест Русскими Императорами и строительстве Романовской дороги.
Фото Сергея Анашкевича, http://crimea.vgorode.ua/
Об иллюстрациях. В книге их сотни – карты, схемы,
планы, репродукции картин. И конечно же фотографии. Цветные – современных
фотохудожников В.Еременко, В.Андросова, А.Грешанова, С.Анашкевича, авторов
книги, и многих других. А также черно-белые снимки столетней давности ,
сделанные фрейлиной Государыни Императрицы Александры Феодоровны Анной
Вырубовой. На них – эпизоды поездки Августейшей Семьи на Красный камень и в Охотничий домик, последние посещения Романовыми Никитской и
Бешуйской лесных дач в 1914г.
И еще заметим, что выпуск этой книги приурочен к 400-летию Дома Романовых, с которым в Крыму
связана не только одна дорога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий