Андрей Мальгин и Александр Прусаков обсуждают очередной этап реставрации, февраль 2014
Алексей
ВАСИЛЬЕВ,
Председатель
Союза ревнителей Памяти
Императора
Николая II
Фото и фоторепродукции автора
Без малого век провисела в Центральном музее
Тариды рельефная карта южного и центрального Крыма. Художественной ценности
экспонат не представлял: море, выкрашенное аляповато-синим цветом с
приклеенными пластмассовыми буквами «Черное море», горы, закрашенные зеленым,
степная часть Крыма грязно-оранжевого цвета. И несколько бумажек, на которых
были написаны названия крупных городов Крыма.
Автор статьи у знаменитой карты, 2008г.
О карте было известно немного. Например, то, что она
попала в фонды из Ливадийского дворца в середине двадцатых, вместе с
несколькими креслами и громадной фотографией спуска на воду броненосца
«Потемкин». В то время бывшую летнюю резиденцию императора переделывали в
крестьянский санаторий, а такая вещь, как рельефная карта, крестьянам была ни к
чему.
Прошли
десятилетия. Однажды директору музея Андрею Мальгину попалась фотография
классной комнаты Цесаревича Алексея в Ливадийском дворце, и Андрей Витальевич
заметил на снимке знакомую карту. Тогда же появилась дерзкая идея узнать, как она
выглядела первоначально. К слову, первым этой идеей Мальгин поделился с
корреспондентом нашей газеты.
Как известно,
Николай II уделял
пристальное внимание обучению своих детей. Камердинер императрицы Алексей
Волков вспоминал: «Дети вставали в 8 часов, пили чай
и занимались до 11 часов… Иногда после уроков перед завтраком совершалась
недолгая прогулка. После завтрака — занятия музыкой и рукоделием». Обучением первой
дочери Ольги занималась императрица Александра Федоровна, между прочим, доктор
философии Оксфорда.
В июне 1905г. Александра Федоровна писала о
старших дочерях Ольге (десятый год) и Татьяне (семь лет): «Дети прекрасно
справляются со своими уроками, у них есть также преподаватели английского и
французского. Они много ездят верхом, что доставляет им огромное удовольствие».
Особое место при царской
семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен
швейцарец
Пьер Жильяр, ему удалось уцелеть в Екатеринбурге в
В августе минувшего года заняться реставрацией карты поручили
художнику— реставратору Александру Прусакову. Мы побывали у него в мастерской и
попросили рассказать о ходе реставрационных работ.
— На карте представлена значительная часть нашего
полуострова от Евпатории до Феодосии, и от Фороса до горизонтали, на которой
находится нынешнее село Октябрьское, — поясняет Александр Анатольевич. — Карта сделана
из папье-маше — бумажной, целлюлозной массы со связующим веществом, как мы
предполагаем — столярным клеем.
Аю-Даг , Медведь-гору, узнать не сложно
Неизвестный
изготовитель карты после произведенной лепки рельефа, покрыл изделие шпаклевкой
для большей прочности. Что касается масштабов, то, по мнению Прусакова, в горизонтальных
плоскостях карта выполнена с высочайшей точностью, а вот в высоту, в третьем
измерении, искажена. Так, все высоты, горы Крыма подняты раза в три, но эти искажения,
конечно же, сделаны намеренно, для большей наглядности.
После того, как
реставратор снял верхний слой краски, начались открытия. Под броским синим
слоем «моря» появился первоначальный, благородный тон — серовато-зеленый цвет
морской волны. А в нижнем углу карты проявились цифры — дата изготовления:
1897. Значит, карту преподнесли Императору в год рождения его второй дочери — Татьяны.
Надпись рядом с
датой разобрать не удалось. Может, в этом реставратору помогут криминалисты?
— Следом за «освоением моря» наступила самая
трудоёмкая стадия — «расчистка суши», — продолжает Прусаков. — После снятия
слоя желто-оранжевой краски выяснилась, что карта была сделана очень
скрупулёзно: на ней были обозначены не только основные, как на более позднем
советском перекрашенном варианте, но и второстепенные дороги, тропы, реки и
речушки. Самое интересное, что под слоем краски были скрыты старинные бумажные
наклейки с надписями! Причем их немало, и обозначают они даже незначительные
населенные пункты. Надписи выполнены мелким шрифтом, примерно восьмого кегля, причем
название озер и рек выведено курсивом.
Александр Анатольевич предлагает мне надеть
специальные бинокулярные очки, и я начинаю различать более мелкие символы,
нанесенные дореволюционными мастерами. Крестики — это церкви или монастыри. А
вот утраченные для некогда цветущего Крыма обозначения садов. Некоторые топографические
значки мне, бывшему геодезисту, не знакомы: кружочек и пять точек вокруг. Что
бы это значило?
В сентябре, когда реставрационные работы только
начались, музей посетила глава Российского
Императорского
Дома великая княгиня Мария Владимировна (она прибыла в Крым с официальным
визитом приуроченным к празднованию 400-летия Дома Романовых). Символично, что Великая
княгиня с наследником Цесаревичем Георгием оказались первыми зрителями
возрождающейся «царской карты». После отъезда августейших гостей работа
продолжилась, и сейчас находится на заключительной стадии.
— В феврале я завершаю работу над восполнением утраченных участков, — рассказал Прусаков.
— Чтобы не было ошибок, руководствуюсь старыми картами той поры. Причем, работу
провожу красками, оставшимися у меня с советских времен. Современным материалам
не очень доверяю — ведь при их изготовлении очень часто используется синтетический
пигмент.
Рассказать об
истории самой карты и о рельефных картах Крыма мы попросили генерального
директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина.
— Нам известны подобные карты Южного берега Крыма — одну
вместе со своим сыном Борисом изготовил ялтинский доктор Владимир Дмитриев — председатель
правления Крымского отделения Крымско-кавказского горного клуба, — пояснил
собеседник. — Мы вначале думали, что в наш музей попала именно эта работа. Но в
протоколах клуба есть её описание. Размеры (метр в
длину, полметра в поперечнике) не сходятся: наша больше. Еще одну рельефную
карту в начале двадцатого века выполнил член того же Крымского горного клуба
охотовед Григорий Ярцев. Ныне она находится в экспозиции Ялтинского
краеведческого музея. Описана еще одна рельефная карта, но уже всего Крыма. Она
находилась в поезде «черного барона» Петра Врангеля. Есть свидетельства того,
что перед отступлением эту карту казаки разрубили и пустили на растопку.
К
слову, в экспозиции Центрального музея Тавриды также размещена рельефная карта
всего полуострова. Но работа эта довольно поздняя, и не столь топографически
совершенная, чем та, которую мы реставрируем.
По словам Андрея Витальевича скоро музей устраивает
выставку одного экспоната (догадались, какого?). Но карта будет размещена не на
стене, а на горизонтальной площадке. Чтобы красиво её представить для всеобщего
обзора, нужна особая конструкция стола — столешница, подсветка, специальный
прозрачный колпак. Пока что денег на всё это не хватает. Так что у
меценатов есть блестящая возможность внести свой вклад в возрождение
уникального экспоната. Если кто-то из наших читателей захочет поддержать
завершение проекта — обращайтесь в музей.
Авторский
вариант статьи.
Адаптированный
текст опубликован в газете
«Крымское
время» №16 (3371) от 13 февраля 2014г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий