понедельник, 3 декабря 2012 г.

Как это было век назад: юбилей Дома Романовых и крымская интеллигенция




Симферополь, 3 ноября - Наша Держава (Сергей Филимонов).  Четыре века назад, в 1613 году, на Земском соборе в Москве был избран новый русский царь – Михаил Федорович Романов. Он стал основателем новой династии, царствовавшей в России более 300 лет, до 1917 года. В нашем сегодняшнем многовекторно разобщенном социуме отношение и к Дому Романовых в целом, и к отдельным его представителям не только не однозначное, но порой диаметрально противоположное. В этой связи полезно вспомнить, как оценивали эту царскую династию лучшие представители научной общественности Крыма в 1913 году, когда Российская Империя отмечала 300-летие Дома Романовых, и проследить судьбу некоторых вековой давности крымских инициатив.


16-летний Михаил Ро­манов был избран на царство 21 февраля (3 марта) 1613 года. Ровно три века спустя, 21 февраля 1913 года, в Симфе­рополе в помещении Дворян­ского собрания (до недавнего времени — ре­спубликанская библиотека им. И. Франко) состоялось торжественное публичное заседание Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК), посвящен­ное 300-летию Дома Романо­вых. На заседании присутст­вовали: Таврический губер­натор граф Петр Апраксин, епископ Таврический и Сим­феропольский Димитрий (в 2012 году он причислен к лику святых), свыше 50 членов ТУАК, а так­же, как отмечено в протоко­ле, «многие лица из право­славного и инородческого духовенства, судебного, во­енного и педагогического мира, представители обще­ственных и сословных учреж­дений, учащиеся средне-учебных заведений г. Сим­ферополя и многочисленная публика».
Открыл заседание граф Апраксин. Затем с об­ширной речью выступил председатель ТУАК выдающийся ученый-крымовед Арсений Иванович Маркевич.
Вот как оценивал Маркевич роль Романовых в истории России: «Триста лет жизни русского народа под державой Дома Романовых, одного из самых блестящих, если не самого блестящего из всех царственных родов в Европе, — глубоко значи­тельное явление не только русской, но и всемирной ис­тории: этот 300-летний пери­од — эпоха необыкновенного роста политического могу­щества, славы и культурного преуспеяния России. Из бед­ного, малонаселенного, из­мученного и истощенного внутренней смутой и внешни­ми врагами, некультурного, полуазиатского государства, окруженного врагами, захва­тившими ее землю и ее сто­лицу и стремившимися за­владеть и ее престолом, по­гибавшая, казалось, Россия в это трехсотлетие преврати­лась в могучую, победонос­ную, великую первоклассную европейскую державу, с бо­гатой наукой и приобретшей мировой интерес и значение литературой, и теперь с до­стоинством вспоминает свое славное прошлое и с полным правом надеется на светлое будущее».
Касаясь вопроса о связях Романовых с Крымом, Маркевич напоминал: «После Екатерины II, совершившей свое феерическое путешест­вие в новоприсоединенную Тавриду, наш край был счаст­лив видеть в своих пределах императоров Александра Павловича, Николая Павло­вича, ставшего и тавриче­ским помещиком, и особен­но часто Александра II. В на­шем крае находила облегче­ние в своей болезни императрица Мария Александ­ровна. Часто посещал его император Александр III, здесь благословивший на царство своего Августейшего Первенца (Николая II. — С. Ф.), и испустивший здесь по­следний свой вздох. Особен­но близким нашему Царству­ющему Дому стал наш край теперь, когда он сделался частой резиденцией возлюб­ленного нашего Государя Императора и его Августей­шего Семейства».
Вслед за Маркевичем выступили другие члены ТУАК: с докладом «Избрание на царство Михаила Федорови­ча Романова» — Петр Маслов, со стихотворением «Три века назад» — Лидия Бе­ляева, с сообщением «Посольство Амвросия Лодыженского и Петра Дани­лова в Крым в 1613 году» — Александр Сергеев. Был запланирован и доклад Дмитрия Маркова «Державный Дом Романовых и Таврида», но он не состоялся ввиду отсутст­вия докладчика.
Заседание сопровожда­лось выставкой. Сохранилось её описание. Из него видно, что на выставке было представлено множество уникальных экспонатов, большинство из которых к настоящему времени, увы, утрачены. Похоже, что навсегда.
Так, преосвященный Димитрий, епископ Таврический и Симферопольский, разрешил поместить на выставке некоторые предметы из Симферопольского кафедрального собора (собор был снесен в 1930 году, а ныне восстанавливается): крест и кадило из вещей, пожертвованных собору императрицей Екатериной Великой, грамоту императора Александра II от 26 августа 1856 года населению Тавриды в благодарность за жертвы во время Крымской войны, а из архиерейских покоев – портреты всероссийских патриархов и епископов таврических.
Таврический губернатор граф Апраксин предоставил для выставки альбомы, эстампы, гравюры, портреты русских царей, императоров и других членов Дома Романовых и деятелей императорской эпохи, портреты таврических губернаторов и другие предметы, в числе которых была и подлинная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей жильцу Квашину за труды во время походов в Крым. Губернатор разрешил поместить на выставке некоторые дела из губернского архива: с ордерами князя Потемкина и графа Зубова правителям Таврической области, с камеральным описанием Крыма барона Игельстрома 1784 года, дела о путешествии императрицы Екатерины Великой в Крым в 1787 году и об учреждении Таврической губернии в 1802-м.
Правление Таврической духовной семинарии и духовного училища и педагогический совет Симферопольской мужской гимназии предоставили для выставки старопечатные книги времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а инспектор духовного училища Александр Леонтьев поместил на выставке принадлежавшую ему подлинную рукопись Николая Васильевича Гоголя «Лествица» Иоанна Лествичника со вложенными великим писателем в тетрадку засушенными цветами и его рисунками. (Увы, после ареста Леонтьева чекистами в 1927 году судьба его архива остается неизвестной).
Губернский предводитель дворянства гофмейстер Нестроев разрешил поместить на выставке грамоту императора Николая I Таврическому дворянству, бюст императрицы Екатерины II, проект памятника Екатерине Великой (сам памятник был открыт в Симферополе в 1890 году и уничтожен в 1921-м), портреты государей и таврических губернских предводителей дворянства.
Крымский конный полк выставил картины с изображениями форм крымско-татарских полков в разное время и несколько предметов оружия и снаряжения полка.
Все экспонаты выставки были систематизированы по периодам царствований государей и государынь Дома Романовых в залах Дворянского Собрания, эффектно декорированных. Выставка работала 4 дня  (21 – 24 февраля) и имела большой успех: её посетило более 2 тысяч человек.
На следую­щем заседании ТУАК, состо­явшемся 13 марта 1913 года, было доложено письмо члена ТУАК генерала Сулькевича от 20 февраля 1913 года с предложением переименовать симферопольскую Губернскую улицу в Романов­скую, а сквер против Губерн­ского правления ук­расить бюстом царя Михаила Федоровича. Было постанов­лено «сообщить означенное предложение на усмотрение Симферопольского город­ского управления».
Тогда, в 1913 году, реализовать эти замыслы крымчане не поспешили. А вскоре наступил год 1917-й, принесший с собой две революции – Февральскую и Октябрьскую. В результате с замыслами членов ТУАК произошли кардинальные метаморфозы:  сегодня бывшая Губернская улица (несостоявшаяся Романовская) носит имя Желябова, одного из убийц императора Александра II, прозванного Освободителем, а в сквере против бывшего Губернского правления (ныне – техникум железнодорожного транспорта) вместо бюста основателя династии Романовых установлен бюст мало чем отличившегося профессионального революционера Дмитрия Ульянова, чье имя сегодня памятно лишь потому, что он был братом Владимира Ульянова (Ленина). А последний, как известно, был не только главным революционером, но и главным виновником убийства царской семьи, в 1918 году без суда и следствия, лишь по приказу из Кремля, расстрелянной екатеринбургскими большевиками.
В 2000 году невинно  убиенные, оболганные и поруганные бывший император  Николай II (еще 2 марта 1917 года отрекшийся от престола), его жена Александра Федоровна, их дети Ольга (ей было 22 года), Татьяна (20 лет), Мария (18 лет), Анастасия (16 лет), Алексей (13 лет) Русской Православной Церковью причислены к лику святых в чине страстотерпцев.
 Быть может, в Крыму, с которым царская династия была связана теснейшим образом, в год 400-летия Дома Романовых найдётся место для улицы Романовской? Может быть, найдутся средства и на восстановление в Симферополе памятника Екатерине Великой,  благодаря которой Крым стал частью Русского мира? В юбилейном 2013 году полезно было бы международную научную конференцию с привлечением ведущих ученых, посвященную роли Дома Романовых в истории России, Украины и Крыма. 

Сергей Филимонов,
профессор, заведующий кафедрой российской истории ТНУ

Публикуется впепрвые. При перепечатке ссылка обязательна. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий