Второе путешествие Царя в действующую армию обнимает период времени с 18-го ноября по 19-е декабря 1914 года. Оно продолжалось таким образом почти ровно месяц. В маршруте этого второго путешествия вошли следующие города и местности: Ставка, Смоленск, Тула, Орел, Курск, Харьков, Екатеринодар, Тифлис, Карс, Сарыкамыш, Меджингерт, Владикавказ, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Рязань, Москва, Ставка, Гарволин, Ново-Минск. В самом начале этого путешествия Государь Император, ознакомившись в Ставке с положением дел на западном фронте, пожелал предпринять обширное путешествие через многие центральные и южные губернии на Кавказ. Государь Император нашел необходимость посетить Кавказскую действующую армию, которая с первых дней кампании вела славные походы и одержала уже ряд блестящих побед в турецкой Армении. Через Смоленск Государь Император прибыл 21-го ноября в Тулу и изволил там посетить знаменитый оружейный завод, основанный Петром Великим. Несмотря на праздник, рабочие стояли у своих станков. Государь Император, проходя, здоровался с ними. При единодушных восторженных криках «УРА» Государь Император следовал из одной мастерской в другую, останавливаясь у станков и выслушивая подробные объяснения начальника завода и самих рабочих о выработка разных частей изготовляемых пулеметов, винтовок и револьверов.
В Орле трогательную речь сказал крестьянин, подносивший Государю Императору хлеб-соль:
— Твои орловские крестьяне готовы отдать на нужды войны хлеб до последнего зерна и все достоите... Спаси Тебя Христос!..
При посещении Государем Императором одного из орловских госпиталей, Его Величеству доложили, что среди раненых сосредоточено много австрийцев и немцев. Государь Император при этом заметил:
— Надеюсь, что не делается никакого различия в содержании раненых, и мы не поступаем так, как наши противники. - И потом, немного помолчав, добавил: — Да будет им за это стыдно!..
В Курске обратила на себя внимание широкая постановка дела помощи раненым. Земство Курской губернии пожертвовало миллион рублей на устройство госпиталей. Дворянство ассигновало 75.000 руб. на оборудование превосходного лазарета в своем доме. Даже крестьяне, участвующие в кредитных товариществах губернии, собрали 60.000 рублей и тоже открыли свой госпиталь.
При посещении Государем Императором этого последнего лазарета произошел удивительный случай, ярко характеризующий, как русский простой человек относится к Царю. Во время Высочайшего осмотра названного госпиталя один крестьянин подошел к казаку, державшему пальто Государя, и спросил:
— А какое пальто Царя?
— Вот это! — ответил казак.
Тогда крестьянин взял край пальто, перекрестился, поцеловал его и заплакал.
В курских лазаретах было много раненых офицеров. Государь с каждым из них беседовал о службе, раненых, выражая душевную заботливость. Bсe время слышались ласковые слова Царя:
— Садитесь, вам удобнее!
— Не вставайте, не вставайте!
— Я вам приказываю сидеть!
— Не торопитесь уезжать! Вам надо поправиться!
Так же и в Харькове, в университетской клинике, Государь Император, обходя раненых, милостиво беседовал с ними.
— Однако ты похудел! — заметил Его Величество одному раненому.
— Ничего, поправлюсь, Ваше Величество!
— А не правда ли, ваш начальник дивизии всегда впереди? — заметил Государь, вспоминая графа Келлера.
— Так точно, — улыбаясь, отвечает солдат. - Они уже не отстанут!
Государь Император изволил прикладываться к иконе Сионской Божьей Матери и к кресту из виноградных лоз, перевязанных волосами св. Нины.
Затем Государь Император изволил посетить Ванский Армяно-Григорианский собор, а также мечети суннитов и шиитов. В этот же день Государь Император изволил посетить местные госпитали. Тифлисские улицы были залиты народом. На площадях было целое море голов. Матери держали на руках детей, чтобы показать им Царя. Настроение толпы было восторженное. Слышались разговоры только о Государе.
— Царя уже три раза видал, — говорит какой-то мальчуган-гимназист.
Две старухи-туземки беседуют прерывающимися от слез голосами:
— Пусть Господь Бог пошлет Тебе Царь-Батюшка, — говорит одна, из них по-грузински: — столько счастливых дней, сколько звёзд на небе. Пусть в моих глазах навсегда останется твой лик!
Группа старцев обменивается разговорами:
— Я и сейчас будто во сне! — говорить один. — И, Господи, какой же Он ласковый, простой, душевный да милостивый!
— В черкеске! Папаха тоже! — радуясь, вставляет туземец, счастливый, что видел Царя в их народных костюмах.
В книге ген.-м. Дубаевского встречаем множество подобных живых сцен, зарисованные прямо с натуры и ярко обрисовывающих народную любовь и преданность Царю. Страницы, посещения пребывания Государя Императора в Тифлисе являются одними из самых интересных, содержательных во всей книге. Много любопытных трогательных черт находим и далее при описании Царского путешествия в Карст, Меджингер, Сарыкамыш.
Во время Высочайшего обхода войск в Меджингерте на границе России и Турции произошел, по словам ген. Дубенского, следующий удивительный случай, ярко характеризующий совестливость и честность русского простолюдина. При раздаче наград, когда Его Величество передал Георгиевский крест одному солдату и начал передавать другой крест нижнему чину, последний заявил:
— Я Ваше Императорское Величество, не участвовал в бою!
Государь быстро взглянул на рядового, немного помолчал и затем громко сказал:
— Молодец! Наверное скоро заслужишь! Хорошо, что по совести заявил мне!
На Государя и Его свиту этот поступок русского солдата, не пожелавшего воспользоваться случайным недоразумением для получения Высочайшей награды, произвел глубокое и отрадное впечатление.
На обратном пути на Кавказ Государь Император, между прочим, посетил Рязань. Здесь на станции удостоились поднести свои дары Государыне Императрице крестьянки одной из местных волостей. В своих старинных русских нарядах рязанские крестьянки произвели на Государя и Его Августейшую Семью отрадное впечатление. Государь, видимо довольный этой живописной картиной в чисто-русском духе, изволил высказать:
— Вот всегда носите свои домашние наряды!
Много интересных и величавых в своей эпической простоте страниц посвящено пребыванию Государя Императора в Москве. И здесь пред нами встает живая и колоритная картина народных манифестаций и приветствий; пестрая многоликая народная толпа радостно ждёт Государя. Многие плачут от волнения, уговаривают друг друга не пререкаться из-за мест. ибо «не такое теперь время, и не для того сюда пришли».
Едва ли не наиболее интересными и ценными страницами в книге однако являются, гдe занесены слова Государя Императора и его речи, обращенные к раненым воинам, и ответы раненых Государю. Этих разговоров и сцен содержится очень много в тексте описания Высочайшего путешествия, а кроме того некоторые из Царских собеседований.
(По материалам еженедельного иллюстрированного журнала «НИВА», №27, 1915 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий