среда, 29 августа 2012 г.

Последний Император и кинематограф


Кадр из фильма "Агония"
За 95 лет, миновавших со дня отречения Николая II, в мировом художественном кино его образ создан более чем в 30 фильмах. Девять наших актёров - в 15 картинах.

«Падение Романовых»
Впервые Николай Романов появился на художественном экране не в российском кино. Летом 1917 года известный американский кинорежиссёр Герберт Бренон снялполнометражную историческую драму «Падение Романовых». На премьере этой картины в Нью-Йорке 6 сентября того же года зрители увидели императора Николая II, воплощённого в кинообраз актёром Альфредом Хикманом. Сегодня считается дурным тоном обсуждать и работу исполнителя главной роли, и весь фильм в целом, ибо он уже давно внесён в реестр национального достояния США.

«Пролог»
Четверть века на советских экранах царили товарищи Ленин и Сталин. И только после XX съезда КПСС на экран вернулся российский император.
Историко-революционный фильм «Пролог» 1956 года выпуска ставил Ефим Дзиган. На экране - год 1905-й. Николая II играл Владимир Колчин, актёр яркого комедийного дарования. Сцена разговора монарха с Сергеем Витте. Пять реплик. Потом, обращаясь к депутатам Госдумы, царь читает два предложения по бумажке. Смешно?
Да что-то не очень. Наутро после премьеры о Колчине заговорили как о драматическом актёре. А партократы расстроились. Михаил Суслов даже сказал: «Промахнулись. Не вышло комедии. Надо было Алейникова».

А. Евдаков?
В 1928 году молодой и талантливый Александр Довженко поставил картину «Арсенал» о восстании киевских рабочих против Украинской Центральной Рады в январе 1918 года. Гражданин Романов в тот год, как известно, сидел не в Киеве, а совсем в другом месте. Режиссёра это не смутило, и он ввёл образ царя в пролог ленты, где речь шла о войне империалистической: «Сидит царь за царским столом. Царское чело осенено мыслями. Думает царь. Царь пишет. «12 сентября. Погода хорошая. Убил ворону». Пишет царь, подписывается: «Ники». Царь посидел, подумал, поставил точку, покрутил ус». Воплотил этот эпохальный эпизод на экране некто А. Евдаков. Почему-то мало похожий на Николая II, но очень напоминающий генерала Антона Деникина.

Кинорежиссёр Леонид Луков вновь позвал Колчина на роль царя в свою эпопею «Две жизни», снятую в 1961-м. Экранного времени у актёра было не больше, чем пять лет назад. Сыграл же на порядок выше. В сцене выхода царя к солдатам, которые пришли заключить его под домашний арест, он сдержанно и по-мужски человечно протягивал им руку для приветствия. И слышал в ответ: «У вас грязные руки, гражданин Романов. Они испачканы народной кровью!» Об этом двухминутном эпизоде с Николаем II в октябре 1961 года написали десятки газет страны. Короткая, как приговор, рецензия появилась и в «Вечернем Свердловске» - в городе, ранее именовавшемся Екатеринбургом, где для Николая Романова всё кончилось.



В 1971-м США и Великобритания показали зрителям свою версию русских событий 1904-1918 годов в фильме «Николай и Александра», поставленном Франклином Шеффнером. «Бесподобной и безукоризненной» игру актёра Майкла Джейстона в роли Николая II назвали только на его родине в Англии. 
 «Николай и Александра»
Во всём остальном – типичная «развесистая клюква». Правда, поставленная с огромным размахом. За что и была удостоена трёх «Оскаров» по пяти номинациям.
«Агония»
Появление Романовых на западных экранах пробудило от спячки руководство Госкино СССР, которое в третий раз за пять лет рассмотрело вопрос о создании ленты «Агония» Элема Климова. Сняли фильм на этот раз быстро. И даже не в одной серии, как начинали, а в двух. На полку положили в 1974 году аккуратно и бережно: вдруг на что хорошее сгодится? Сгодилось. В 1981-м продали ленту в зарубежный прокат, где она благополучно собрала валютную кассу и получила престижный приз в Венеции. По искажению же исторической фактологии картина стоит на одном уровне с ранее снимавшимися на Западе и в Голливуде собратьями. Ну а мы с экранным Николаем Александровичем вновь встретились только при Михаиле Сергеевиче, в юбилейный для Климова год 20-летия начала работы над лентой. Царь Анатолия Ромашина - фигура крупная и противоречивая. Сыграна на высоком уровне профессионального мастерства. Что бы Ромашин ни делал на экране, какую бы ересь авторов ни нёс - звучит она и наблюдается убедительно, аж до мурашек на коже.

«Поэма о крыльях»
Драматургу и кинорежиссёру Даниилу Храбровицкому, перенёсшему в 1979 году на экран историю о «вечной дружбе» авиаконструкторов Андрея Туполева и Игоря Сикорского, удалось втиснуть в фильм «Поэма о крыльях» совместного с Францией и ГДР производства многое. Тут тебе и Ленин с Орджоникидзе, и Жуковский с Рахманиновым, и голос товарища Сталина, говорящего за кадром по телефону.
Нашлось место и для Николая II в интересной трактовке Валерия Бабятинского. Он сыграл человека строгого и волевого. Авиацию не очень жалующего, но ею же и любующегося: мотор-то у «Ильи Муромца» - французский. Денег царю на развитие этой блажи не жалко. Даже пишет на прошениях лично: «Согласен». Жаль, что в казне лишних нет.

«Сны»


В своём следующем фильме-притче «Сны», по-ставленном в 1993-м, Шахназаров вновь обратился к теме гибели дореволюционной России. Эпизодическую роль виновника этого события исполнял Андрей Ростоцкий. Он уже играл Николая Романова в картине «Мать» Глеба Панфилова тремя годами ранее. Кстати, в литературном тексте Максима Горького образ царя отсутствует. У Шахназарова актёр сыграл более сдержанно и похоже на прототип. В его царе - много породы, величия крови, хитринки ума.
Всего того, что обычно отрицают в последнем монархе России и чего не играли предшественники Ростоцкого. Потом он ещё дважды играл Николая II в западных проектах, став самым востребованным актёром на роль этого монарха за всю историю игрового кино.


Под занавес советской власти, в 1991-м, мы смотрели «Цареубийцу» Карена Шахназарова. Фильм-бенефис Малькольма Макдауэлла. И безусловный триумф Олега Янковского. Его роль сильно разнится от первоначального замысла и от той версии, которую показывали в СССР. Например, исключён эпизод обмена телеграммами только что отрёкшегося от престола царя с безвестным офицером: «Всем слушать меня тчк принимаю командование над российской империей тчк прапорщик галактионов тчк».
Николай II диктовал в ответ: «Императору Российской империи прапорщику Галактионову тчк Иди в задницу тчк Экс-император Николай Романов тчк». Янковский был блестящим трагикомедиантом. Без подобного материала играемый им образ сгустился в красках и погрузнел. Мистически он выиграл, а вот человечески – вряд ли.

Подбор фото и видео Союза ревнителей Памяти Императора Николая II
P.S. Игровых фильмов в которых показан образ Николая II, на сегодняшний день более двух десятков:




Комментариев нет:

Отправить комментарий